Среда, 13.12.2017, 08:15
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Каталог статей

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [34]
Вход на сайт
Поиск
Категории каналов
Статьи [34]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Статьи

    Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.

    Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.

    «Школьное обучение никогда не начинается

    с пустого места, а всегда опирается

    на определенную стадию развития,

    проделанную ребенком».

    Л. С. Выготский

    По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

    Что же такое преемственность?

    Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    Подготовка к школе зачастую рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. ( анкетирование тестирование). И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

    Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

    • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

    • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

    • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

    • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

    • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

    • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

    В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений» 
                                                                                               В.А.Сухомлинский 
    Организационная часть.

    Участники делятся на творческие группы: «учителя», «дошкольные работники».
    Каждая группа работает за отдельными столами.

    Психологический настрой.

    «Скажи мне, и я забуду,
    Покажи мне, и я узнаю,
    Вовлеки меня, и я научусь»
                                                                                     Китайская народная мудрость.
    Поэтому сегодня мы будем рассматривать вопросы адаптации первоклассников сообща, все вместе.
    Притча « Все в твоих руках»
    Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу (аудиозапись).
    В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
    Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «адаптация». Выберите наиболее значимые слова-ассоциации к каждой букве и заполните таблицу в интерактивной книжке.
    «А- активность,
    Д – драматизм, деятельность,
    А- аккуратность,
    П- привыкание, приспособление, принятие, преемственность, помощь
    Т- тревожность, творчество,
    А-абсолютность,
    Ц- ценностный,
    И- индивидуальность,
    Я- ясность, яркость»
    Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «адаптация» данным учеными. 
    Понятие «школьная адаптация» - одна из разновидностей социально-психологической адаптации. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса

    Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996). 
    Таким образом, наши ассоциации раскрывают некоторую сущность адаптации и чувства, которые она вызывает.
    Как же нам, педагогам, не допустить того, чтобы произошли “поломки” в детском “механизме”, как помочь первоклассникам “вписаться” в школьную жизнь?
    Ответ очевиден: чтобы оказать своевременно реальную помощь первоклассникам в этот трудный кризисный адаптационный период, нам нужно знать особенности дошкольника и школьника, кризисные ситуации риска и пути их предотвращения. 
    Вместе с вами попробуем ответить на вопрос: ^ Почему дошкольник трудно привыкает к школе?
    1.Для этого попробуем сейчас определить особенности и сделать «портрет» дошкольника и школьника,а также найти, что есть общее в психологической характеристике. Школьные педагоги определяют особенности дошкольника, дошкольные педагоги – школьника.
    Дошкольник
    Не управляет своими эмоциями
    Я маленький
    Спонтанное обучение
    Ведущая деятельность-игра
    «Практик»-пробы и ошибки
    Общение ограничено
    Внимание непроизвольное
    Память механическая
    Преобладание эмоций
    Нет четкой мотивации
    Познавательные функции
    недостаточно сформированы
    Первоклассник
    Формируется осознание эмоций, умение управлять ими Приобретает статус ученика и социального Я
    Регулярное обучение
    Овладевает учебной деятельностью
    «Теоретик»- концентрирует внимание на способе
    деятельности.
    Инициативен в общении.
    Формируется произвольность
    Память смысловая
    Формируется волевая сфера
    Формируется мотивация и самооценка

    Развиваются познавательные функции
    Общие характеристики
    Доверительное подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание манере поведения, рассуждениям.
    Преобладание образных форм познания окружающего мира.
    Анатомические и физиологические особенности.
    Приоритетное место занимает игра.
    Необходимость успешности в любой деятельности.
    Мы определили психологические особенности дошкольника и школьника. Становится понятно, что происходят большие изменения в жизни детей, появляется новый для них вид деятельности и взаимоотношения. Ребенок переживает кризис 7 лет.
    Рассмотрим уровень готовности детей к обучению. Начало систематического обучения в школе требует определенной психологической готовности ребенка, а это не только развитие интеллекта, это много факторов, которые порой забываются.
    Обратимся к фактам.
    Здоровыми начинают обучение всего 25% детей. Около 16% не готовы к школьному обучению; у 50% выявляется функциональная незрелость. Возникает вопрос «почему?»
    Дошкольные учреждения самостоятельно выбирают программу, вариативность форм и методов обучения, но отсутствие единых правил к подготовке детей ведет к тому, что в начальную школу приходят дети (84%) с навыками чтения и счета, но при этом у 40% детей неразвита моторика рук; у 60% - устная речь; у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность, при выполнение теста на внимание – очень слабая скорость и средняя точностьпреобладает установка на получение удовольствия, самооценка или заниженная или завышенная не составляют или составляют с помощью рассказ по картинке неполный пересказ текста действия перцептивного моделирования отсутствуют предпочтение уроков «дошкольного» типа урокам «школьного» типа.

    Таковы результаты психологического обследования детей в 2012-2013 учебном году.
    А теперь данные за 2014 уч. год.

    Волевая саморегуляция: утомляемость – быстро утомляются                                          темп деятельность остается неизменным – 40%

    Стратегия деятельности – последовательное – 48%

    методом проб и ошибок – 20%

    Планирование – осуществляют частично

    Сорегуляция со взрослым

    Контроль – эпизодически

    Отношение к успеху и неудаче – адекватные

    Уровень тревожности средний

    Потребность в общении со сверстниками и взрослыми – сформированы

    Скорость выполнения теста на внимание – средняя, точность высокая

    Действия целенаправленны

    Преобладает установка на преодоление препятствий (самооценка)

    адекватная самооценка

    Способны связно составить рассказ по картинкам из нескольких предложений

    Перессказ при минимальной помощи

    владение частью операций действия моделирования

    предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа
    Почувствовать, как влияет несформированных определенных качеств, на обучение, поможет упражнение «Нарисуй звезду»
    Соединить лучи звезды через зеркало, не глядя на листочек. Ваши ощущения? 
    Вот так же чувствует себя неготовый к школе ребенок, когда начинается его обучение. Судя по статистике такие чувства испытывают многие первоклассники.
    Неужели у нас так все плохо ? Может стоит посмотреть на это через рамку?
    Упражнение Фопеля «Рамка»

    Любой человек легче справляется со стоящими перед ним проблемами, если при этом он смотрит на мир оптимистическим взглядом. Но порой мы смотрим на проблему пессимистически. Проиллюстрировать это нам помогут рамки. Давайте на проблему адаптации первоклассников посмотрим через разные рамки. Картинка «первоклассники» показываем в разных рамках. Как цвет рамки влияет на восприятие?
    Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамки — из наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из "черных" мыслей, иногда радужных и веселых. Приведите примеры пессимизма и оптимизма в работе по адаптации. Каких эмоций больше? Пока пессимистических. И наша рамка пока черная.
    Изменить ситуацию мы можем только совместными усилиями. Попробуем сегодня это сделать!

    Обобщение:
    Мысли о необходимости поддержки и сопровождения растущего человека находим в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов ребенка. ( К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили и др.) 
    В школу идут дети с разным уровнем подготовки, недостаточной сформированностью социально-личностной сферы, повышенной детской тревожностью, значит, для решения проблем нужна четко выстроенная система психолого-педагогического сопровождения.
    Мы предположили, адаптация первоклассника к школе будет происходить наиболее успешно, если:

    • будет использоваться целевая программа психолого-педагогического сопровождения;
    • педагог будет учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников;
    • будет осуществляться взаимосвязь в деятельности дошкольных работников, педагога, психолога, логопеда и родителей.

    «В поисках форм и методов развивающей работы в школе полезно «взлетать в облака», придумывая самые неожиданные подходы, но так же полезно «осматриваться по сторонам, примеряя к развивающим задачам самое, что ни на есть обычное и привычное»

    М.Битянова
    Но вспомните нашу рамку, она по-прежнему еще черная. Нам предстоит её изменить. Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на адаптацию. А теперь все бабочки закрепите на рамке. Как она изменилась? 
    Вывод: не все так безнадежно в нашем деле. И работа приносит результат.
     

    педагог - психолог Коробкова О. В.

     


     

    Категория: Статьи | Добавил: cpmss-bch (21.05.2014)
    Просмотров: 1185 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: