Среда, 13.12.2017, 08:20
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Каталог статей

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [34]
Вход на сайт
Поиск
Категории каналов
Статьи [34]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Статьи

    Аналитический отчет по мониторинговому исследованию в 2010-2011 учебном году

          Важнейшим условием повышения эффективности управления образования, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе                                                 Психолого-педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, определяемых насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько динамичны средства (формы, методы обучения, режим учебной работы), адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды и жизнедеятельности.

           Мониторинговое исследование в классах предпрофильной и профильной подготовки проводилось в 5-х, 8-х, 9-х, 11-х классах в школах Большечерниговского района с помощью бланковых методик (ШТУР-2, методики изучения уровня притязаний и самооценки Т. Дембо и С. Я. Рубинштейна, методики  Эмоциональное отношение к учению  Ч. Д. Спилберга).

        Во второй половине года проходит второй этап диагностики учащихся 9-х классов направленный на выявление склонностей к определенным областям деятельности и сравнение результатов с полученными ранее в 8-х классах. За этот небольшой промежуток времени, как утверждают психологи, у ребенка резко меняется мировоззрение, может измениться склонность к определенному виду деятельности, а профессиональная направленность еще не достаточно сформирована у большинства учащихся.

    В этом году задачи психологического мониторинга были следующие:

    1. Провести эмпирическое исследование уровня мотивации и эмоционального    отношения к учебе учащихся 5-х, 8-х, 9-х, 11-х классов.

    - исследовать уровень самооценки учащихся.

    - исследовать профессиональную направленность старшеклассников.

    2. На основании анализа полученных данных определить уровень эффективности  психологического сопровождения.

    3. Определить направления психолого-педагогической деятельности, способствующие повышению уровня самосознания и самостоятельности выбора учащихся.

    Описание и обоснование диагностического инструментария

          В рамках психологического мониторинга использовались следующие методики: тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР), методика изучения самооценки Т.Дембо и С.Я.Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, школьный тест интеллектуального развития ШТУР-2.

    1. АСТУР

        Выпускник в глазах общественности является лицом учебного заведения, критерием и одновременно показателем результата его деятельности. Поэтому общий образовательный уровень выпускника, профессиональные умения, набор дополнительных умений и навыков, конкурентные качества (предприимчивость, деловитость, высокая степень адаптации к изменяющимся требованиям общества, гражданская позиция) являются важными критериями деятельности образовательного учреждения.

         Поскольку тест предназначен для выпускников средней школы, особый интерес представляет такой его анализ, который позволил бы выявить преобладающие склонности по циклам учебных дисциплин (общественно-гуманитарному, естественно-научному, физико-математическому, техническому).

    Сводные данные по двум школам районного центра и четырем школам по периферии показывают преобладание общественно-гуманитарных склонностей учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о выраженности  общественно-гуманитарных склонностей у учащихся Б-Черниговского района, о среднем уровне развития по естественно-научному, физико-математическому, общественно-гуманитарному циклам учебных дисциплин. Это дает практически равные возможности развития профессиональных склонностей у учащихся старших классов.

    2. ШТУР-2

    Обратимся к анализу учебных предметов. По предметам "русский язык и литература” наиболее успешно учащиеся Большечерниговского района выполняют операции  "Аналогии”, но, к сожалению, недостаточно развита операция «Классификация» и «Обобщение», что свидетельствует о недостаточном уровне владения различными типами логических связей в рамках изучаемого предмета.

    Не совсем позитивная картина наблюдается в отношении курса математики и физики – 36,5%- 27%. Учебный курс биологии показал стабильное влияние на умственное развитие учащихся: выполнение заданий на мыслительные операции учащимися находится на среднем уровне.

    В учебном курсе "География” представлены операции "Аналогии” по (42,8%) и "Классификации” (45%,). Операция "Обобщение” по курсу географии учащимися  выполнена на среднем уровне.

    Обобщив полученные результаты по тесту «Штур-2» мы получили данные о том, что интеллектуальное развитие учащихся Большечерниговского района разнородно, так как высокий уровень интеллектуального развития наблюдается всего у 48,8% учащихся, средний уровень - у 40,8%, а низкий уровень – у 10,4% учащихся. Несмотря на преобладание высокого уровня интеллектуального развития, анализ сложившийся ситуации показывает снижении уровня умственного развития по сравнению с предыдущими годами.

    3. ГИТ

    Результаты психодиагностического обследования учащихся по групповому интеллектуальному тесту в 5-х классах составляет 34,8% - средний уровень развития.

    Учащиеся хорошо ориентируются в простых инструкциях, в простых математических задачах и задачах на сложение и вычитание, в выявлении главных членов предложения по русскому языку. Лучшие результаты, по сравнению с другими школами, по математики и русскому языку получены в Б-Черниговских СОШ № 1 и СОШ №2.

    Рассматривая способности учащихся к определению логических связей можно сделать выводы о том, что они успешно ориентируются в существительных свойствах предметов, порядке следования,  и испытывают сложности в определении среды обитания предметов, причинно-следственных связей, отношениях противоположности.

    4. Исследование уровня мотивации и эмоционального отношения

        В связи с тем, что мотивационный компонент является основополагающим в выборе того или иного профиля,  представляют интерес результаты диагностики уровня учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у учащихся. Наибольшее количество учащихся 5-11 классов имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (81%). Это свидетельствует о хорошем мотивационном потенциале учащихся средней школы,  который можно использовать для повышения познавательной активности, любознательности, желания учиться. Достаточно большой процент учащихся (19%,) имеют сниженную мотивацию, переживание "школьной скуки”, отрицательное отношение к учению.

    Сравнение данных в 5-11-х классах показывает, что наибольшее количество учащихся со средним уровнем мотивации в 5-11-классах (62,6%). При этом учащиеся 9-х классов демонстрируют и менее выраженный уровень сниженной мотивации.

    Специфика обучения в 9-ом классе предполагает более выраженную дифференциацию обучения, учет личных и профессиональных предпочтений, конструктивный уровень взаимоотношений с учащимися.

      Таким образом, можно сделать вывод (вывод по данным мотивации), что работа по целенаправленному формированию и изменению мотивов учения на границе перехода учащихся в среднее звено, осуществляется и дает положительные результаты. В частности, формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, к выбору профиля, осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

    Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:

    - мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики);

    - цели и их качества (новые, гибкие, перспективные, устойчивые, нестереотипные);

    - эмоции (положительные, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);

    - умение учиться и его характеристики (степень сформированности компонентов учебной деятельности, обучаемость).

    При формировании учебной мотивации необходимо создавать ситуации, в которых разные по направленности мотивы могут проявиться – создавать условия соподчинения мотивов, ситуации реального выбора:

    - выбор при имеющихся вариантах ответа (закрытый выбор);

    - ситуации свободного (открытого) выбора;

    - выбор нескольких разнонаправленных побуждений (соподчинение мотивов с конфликтом);

    - ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование, взаимооценивание).

    Можно привести ряд педагогических приемов в ситуациях реального выбора ученика:

    - выбор учебных заданий разного уровня (непродуктивных, творческих, проблемных);

    - выбор из двух заданий, одна из которых требует поиска нескольких способов решения, а в другом можно быстро получить результат;

    - выбор в ситуации с ограниченными условиями;

    - выбор из задач разной трудности;

    - выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами;

    - ситуации нравственного выбора.

    Таким образом, возможно, сформировать установочно-ориентировочные формы мотивации, свидетельствующие об определенных ценностных ориентациях личности, ее установках.

    Важную роль в становлении учебной мотивации играет эмоциональный компонент, главной характеристикой которого являются переживания школьника. Учение охватывает эмоциональную сферу ученика, поэтому, влияя на нее, взрослый стимулирует мотивацию или, наоборот, придает ей негативный характер.

    Формирование мотивации необходимо начинать именно с эмотивного компонента, как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям.

    Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство, -  причину познавательного интереса, который в свою очередь способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие, познание, учебные действия.

    5. Диагностика самооценки и уровня притязаний

    Анализ данных выявил следующие варианты распределения самооценки. Процент учащихся с высоким уровнем развития самооценки составил 45%, со средним уровнем у 35,5%, в то время как непродуктивная  самооценка выявлена у 19,5% учащихся, что означает выраженную тенденцию к неадекватному занижению своих личностных характеристик и возможностей.

    Таким образом, для подавляющего большинства (80,5%) учащихся характерна гармоничная и продуктивная самооценка с высоким и средним уровнем принятия себя и осознания своих возможностей, с адекватными притязаниями, которые выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. По отношению к этим учащимся можно констатировать достаточный уровень зрелости личности.

    Утрата адекватности в отношении к себе и к своим возможностям может негативно отразиться на развитии личности в целом, на формировании временной перспективы и способности реализовывать жизненные цели, в частности.

    Таким образом, подводя итог исследования самооценки и уровня притязаний учащихся можно констатировать, с одной стороны, наличие положительного самоотношения, которое дает ощущение психологического комфорта, с другой стороны, преобладание у небольшого процента учащихся заниженной самооценки  является непродуктивным с точки зрения развития личности.

      В 2010-2011 учебном году в Большечерниговском районе было обследовано всего 387 детей.

    Проведение социопсихологического мониторинга позволяет выявить основные, наиболее значимые психологические и социально психологические факторы образовательной среды, влияющих на психологическое и психическое здоровье учащихся.

    По результатам мониторинга в 2010-11 г. были выявлены следующие проблемы, на которые необходимо обратить внимание психологам и педагогам:

    -         учащиеся с низким уровнем успешности обучения, низкой самооценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии решения о своих образовательных планах руководствуются не собственными интересами и потребностями, а идут на поводу у своего ближайшего социального окружения. Подобная личностная незрелость в принятии важных жизненных решений, с одной стороны, свидетельствует о несформированных временной перспективы и способности к целеполаганию как аффективного центра жизни в ранней юности, с другой, указывает на неблагополучие в социальной ситуации развития.

    -         Утрата адекватности в отношении к себе и к своим возможностям, которая может негативно отразиться на развитии личности в целом, на формировании временной перспективы и способности реализовывать жизненные цели.

    -         Снижение общего уровня интеллектуального развития.

    Отчет подготовил педагог-психолог:                 И. В. Белова                                

                                    педагог-психолог:                  О. В. Коробкова

    Категория: Статьи | Добавил: cpmss-bch (15.06.2011)
    Просмотров: 3248 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: