Пятница, 20.10.2017, 20:38
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Выпуск декабрь 2014 год.

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Выпуск декабрь 2014 год.

     

     

    И снова,здравствуйте!!!

    16 ноября - Международный день толерантности. Мы не могли пройти мимо этой проблемы и решили сегодня посвятить номер нашей газеты вопросу развития уровня толерантности детей и взрослых, начиная с дошкольного возраста. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами потому, что она носит глобальный характер.

         Мы очень надеемся, что каждый из вас найдет в этой газете что-то интересное и полезное, что в вашем лице, уважаемые читатели, мы обретем нового, заинтересованного друга.

      Заглянем в словарь

     Толера́нтность (от лат.tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

               

    Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости! Г. Лихтенберг.

    Быть легче добрым или злым?

    Наверно легче злым.

    Быть добрым – значит отдавать                          

    Свое тепло другим.

    Быть добрым – значит понимать

    И близких, и чужих,

    И радости порой не знать

    Заботясь о других.

    Конечно доброму трудней

    Но все же посмотри:

    Как много у него друзей,

    А злой всегда один.

    Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Согласно золотому правилу морали: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создает широкий круг общения.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам

    обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся в искусстве выносить самих себя, сто, по сути, является самым непонятным достижением человека. Ф. Ницше.

    В основе нашей деятельности должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию.

    Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

    Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. А. Сент-Экзюпери.

           Мы считаем, что первым условием в педагогической деятельности является создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищённо, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всем участникам образовательного процесса.

    Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. Э.Берк.

    Таким образом, толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.

    20 шагов к толерантности

    1. Наличие четкой цели.
    2. Желание быть толерантным.
    3. Стремление человека стать лучше.
    4.Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
    5. Не осуждать.
    6. Видеть шире:
    - замечать мелочи и тонкости;
    - замечать особенности ситуации;
    - принимать во внимание предысторию.
    7. Подключать интуицию и воображение.
    8. Расширять свой круг общения.
    9. Знакомиться с другими культурами (традициями):
    - язык, рисунки, литература, архитектура;
    - костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
    10. Наблюдать.
    11. Общаться с представителями других культур.
    12. Улучшить самоконтроль.
    13. Развить в себе умение молчать/слушать.
    14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
    15. Менять точки зрения.
    16. Направленность «на понимание».
    17. Сопереживать.
    18. Не зацикливаться.
    19. Быть активным.
    20. Не оценивать.

    В Китайском эпосе есть одна притча  «Ладная семья»
    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
    любовь

    прощение

    терпение.
    И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

      Прочел владыка и спросил:
    - И все?
    - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
    И, подумав, добавил:
    - И мира тоже.

           Мы уверены, что вам понятна главная мысль этой притчи, о том, что в основе межнациональных отношений лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. Это и называется толерантность. Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

    Наши новости:

             С целью формирования толерантного отношения учащихся друг к другу в 5-6 классах ОУ Большечерниговского района прошли психологические часы. Данные занятия положили основу для формирования сплоченности коллектива.

       Наши занятия состояли из трех этапов:

    1. Дискуссия, на которой детям предоставлялось возможность вывести само понятие «толерантности» и определить черты толерантного человека. 

    2. Игровая деятельность,  с помощью которой мы попытались расширить личный жизненный опыт и кругозор младших подростков. Именно на этом этапе дети учатся оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят и сопоставлять с ними свои собственные возможности.

    3. Рефлексия, с помощью которой каждый ребенок проговорил свои чувства и эмоции после проведенного занятия.

    В ноябре  2014 г. в нескольких ОУ Большечерниговского района  состоялись педагогические советы с участием педагога-психолога ГБОУ Большечерниговского психологического центра на тему: «Формирование толерантности у всех участников образовательного процесса». Педагогический совет проходил в форме деловой игры. Разделенным по группам педагогам предстояла сложная, но интересная работа. Немного погрузившись в историю, педагоги познакомились с происхождением слова «толерантность» и убедились в актуальности данной проблемы в наше время.

        При подготовке к данному мероприятию педагогом-психологом совместно с классными руководителями было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов по выявлению уровня толерантности. С результатами анкетирования педагоги ознакомились непосредственно на педагогическом совете. Психологом были даны рекомендации продолжить работу по формированию толерантности учащихся, не забывая о себе. В рамках этого мероприятия проведена диагностика самих педагогов на выявление уровня развития толерантности и тут же оглашены ее результаты.

    Далее группам были предложены проблемные ситуации, решение которых педагоги предложили очень творческими и оригинальными.

    Затем, практически каждый педагог поделился своим опытом работы по формированию толерантности. Данный педагогический совет оказался необходимой и очень полезной ступенькой, приближающей всех участников образовательного процесса к формированию толерантной личности.

    Воспитание толерантности у дошкольников

              На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью, он начинает драться, если ребенка постоянно стыдят, он становится робким, а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. К трем годам необходимо дать ребенку эмоциональный опыт общения с игрушкой. Игры с куклой - неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.

           Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

    1.    детская непосредственность;

    2.    ограниченный жизненный опыт;

    3.    детская бестактность и т.д.

    Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

    Методы и формы работы с дошкольниками.

    Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

    Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

    Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

    - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

    - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

    - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

    - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

    - развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

    - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

    - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

    - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

    - обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

    Психогимнастика– включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

    Этюды и упражнения направленные на:

    - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

    - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

    Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

    Использование художественного слова– стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок:

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    Друг познается в беде.
    Сам себя губит, кто других не любит.
    Всякий человек в деле познается.
    Где хотенье, там уменье.
    Артель дружбою крепка.

    Один за всех и все за одного.
    Где лад, там и клад.
    В согласном стаде и волк не страшен.
    Согласье крепче каменных стен.
    Терпение и труд все перетрут.
    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
    И готово, да бестолково.
    Языком говори, а рукам воли не давай.
    Терпение дает умение.
    Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
    Не рой яму другому – сам упадешь.

    рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

    Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

    Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

    Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

    Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

    Предлагаем несколько игр к программе «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»:

    «Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

    «Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

    «Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:

    -          Легко ли было хвалить себя?

    -          Кого вам легче хвалить, себя или других?

    -          Кто вас хвалит?

    -          Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

    -          Вы любите хвалить других?

    «Все мы разные» Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

    «Все мы похожи» Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже».

    Развитие толерантности в начальной школе

         Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
    В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы.

    Что мы делаем для развития толерантности?

    13-14 ноября в школе прошли  мероприятия, посвящённые  толерантности. В 1-4 классах проведены беседы о дружбе и взаимопомощи. Они были разнообразными по форме проведения и тематике. Ребята показывали сценки, разбирали пословицы, анализировали рассказы и сделали вывод о том, что приятно, когда другим делаешь добро. В 4 классах ребята с интересом прослушали сказочку о счастье, после которой сделали вывод, что человек должен жить в мире с собой и с окружающими.

                

    Специалистами нашего центра проводятся такие мероприятия, как «Неделя толерантности в начальной школе», психологические часы «Все мы разные, но мы – вместе!», игровые занятия «Добру откроются сердца», «Жизнь дана на добрые дела». Ежегодно наш центр принимает участие в районном мероприятии «Неделя добра».

       В своей работе по толерантности специалистами нашего центра используются различные истории и притчи. На примерах мудрых высказываний дети достаточно быстро усваивают уроки терпимости и бережного отношения к другим людям.

    Притча «Слон и мудрецы»
          Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
    - Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
    - Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
    Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
    Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
    - Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
    Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
    - М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
    - Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
    - Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
    - Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая – говорил тот, ощупывая бок слона.
    Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
    - Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
    - Нет, на веревку!
    - Нет, змею!
    - Стену!
    - Вы ошибаетесь!
    - Я прав!
    Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

    Подростки и толерантность

         Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для подростков: поддаться на провокацию или сохранить твердую гражданскую позицию мира, согласия, толерантности. Наши дети становятся мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Очень часто такое воздействие происходит через средства массовой информации, интернет, через социальные сети.

    Основа всякой мудрости - терпение.
    Платон.

    Поддадутся ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас. В наших силах не дать им совершить непоправимую глупость. Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.  Подростковый возраст – важнейший период в развитии личности. Подростки уже не дети, но еще не взрослые. Они активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Но в этом возрасте чаще всего и происходят различные проявления агрессивного характера.

    С целью формирования толерантного отношения учащихся друг к другу в 5-6 классах ГБОУ Большечерниговского района прошли психологические часы.

    Подросткам необходимо научиться выделять черты толерантной и интолерантной личности.

    Создание эмблемы класса – один из методов развития толерантности и сплочение классного коллектива.

    Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства. Г. Винклер.

    Нужно ли говорить о толерантности в старших классах?

        Воспитание толерантности старшеклассников не должно  ограничиваться усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Занятия со старшеклассниками должны быть посвящены формированию у них толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Молодые люди должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

    Кроме того, перед юношами и девушками  ставится важная проблема "границ" толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

    Важной целью является формирование у старшеклассников способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

           Для решения поставленных целей используются различные методы: социально перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь". 

    Школьные классы имеют многонациональный состав. Они являются микрокосмосом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантной личности. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире.

    Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. Ж. Леметр.

    Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»

    Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

    Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

    1. Для того, чтобы не было войны...

    а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

    б) Нужно понимать, почему они происходят.

     

    2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

    а) Это тебя не интересует.

    б) Ты хочешь узнать об этих героях.

     

    3. Ты противостоишь насилию...

    а) Насилием.

    б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

     

    4. Один товарищ тебя предал...

    а) Ты мстишь ему.

    б) Ты пытаешься объясниться с ним.

     

    5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

    а) Ты об этом услышал и забыл.

    б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними со­лидарность.

     

    6. Ты не согласен с кем-то...

    а) Ты не даешь ему говорить.

    б) Ты все-таки слушаешь его.

     

    7. В классе ты уже ответил...

    а) Тебе хочется отвечать еще.

    б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

     

    8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь ино­странцем...

    а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни по­требности делиться мечтами.

    б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

    Если у тебя одни «б»:Прекрасно! Ты проявляешь большую то­лерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответст­венным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

    Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слиш­ком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любозна­тельность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

    Если у тебя менее 3 «б»:Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Да­вай, приложи еще немного усилий

    Хотим обратиться к нашим юным читателям – Ребята, самый лучший способ развития толерантности у вас и ваших друзей совместные динамические игры. Сегодня мы хотим предложить вам некоторые из них. Играйте сами и зовите своих друзей! Приятного вам времяпрепровождения!

    «МЫ РАЗНЫЕ В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,

    МЫ ВМЕСТЕ В ЭТОМ НАША СИЛА»

     

    Выпуск подготовили: педагог – психолог Белова И. В., социальный педагог  Мукаева Ю. Ф., педагог-психолог Коробкова О.В., педагог-психолог Шарафутдинова О.С,социальный педагог Степанова С. А., социальный педагог Сиянко Т. В.

    Юридический адрес: 446290, Самарская область, Большечерниговский район, село Большая Черниговка, ул. Озерная, д. 33

    контактный телефон - (84672) 2-28-35.

    E-mail: psihologiecheski@mail.ru

    Официальный сайт: http://cpmss