Суббота, 23.09.2017, 04:50
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Страничка логопеда

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

                                                                Учим детишек читать

    Родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания:

    * Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или «Дочка шипящие буквы плохо произносит» - неверно.   Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме  того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться на его звуковую оболочку.

    * В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. В названии каждой из четырех следующих букв(Я, Ю, Е, Ё)содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+О, Е=Й+Э, Ю=Й+У. (Поэтому они и называются йотированными!)Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительной образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует), а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).Если же йотированная буква встречается после согласной – ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД – МЬ, О, Т (звук Й исчез).Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

    v   Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ТЬ, ВЬ, СЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (сравните: ныть – нить, лук – люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)

     *Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь), буквы И (был - бил) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (лампа – лямка). Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости – мягкости.

    *    Еще одной проблемой при обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим способом является несоответствие правил произношения (орфоэпии) и правил правописания (орфографии). Мы будем закрывать глаза на это противоречие при работе со звуками и будем соблюдать правила орфографии при работе с буквами. Так, при звуковом анализе слова корова мы будем говорить о том, что в этом слове следующие звуки: [К] [А] [Р] [О] [В] [А]. При написании слова корова под диктовку мы будем диктовать ребенку [корова].

    *  Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов саморваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.

     

     

    учитель-логопед Акбулатова Н.А.

     Особенности развития детей с нарушением речи

       Дошкольный возраст является сензитивным не только по отношению к развитию познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение), но и к развитию речевой деятельности. В этот период у детей формируются своеобразные общие лингвистические способности, чутье к языковым явлениям, закладываются образцы речевого поведения: интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; речь обеспечивает совершенствование познавательных процессов.
     Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава.

       Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.
    Основная функция речи - общение, сообщение или, в целом, коммуникация. Дети с особенностями речевого развития к старшему возрасту способны общаться на уровне контекстной речи, наблюдается вариативность вербального творчества.
    Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи.
    Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.
    Социальная адаптация представляет собой один из механизмов со­циализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества». По от­ношению к детям с особенностями развития социальная адаптация высту­пает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ограниченными возможностями затруднено взаимо­действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро­вания на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они ис­пытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Социальная адапта­ция открывает нетипичным детям возможность активного участия в обще­ственной жизни. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в ко­тором взаимодействуют ребенок и родители, а затем - ребенок и общество. Дети с особенностями речевого развития, как правило, успешно адаптиру­ются в обществе, реализуют свои возможности в профессиональной дея­тельности, создают благополучные семьи.
    Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психическо­го и физического развития ребенка. В процессе абилитации и реабилита­ции на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенного ребенка. Главной и основной це­лью всего процесса абилитации является включение ребенка с речевыми нарушениями в жизнь и его социализация.
    Реабилитация представляет собой «процесс восстановления имев­шихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни», а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями.

    Ещё один специфический механизм социализации нетипичных детей, - компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание), которая представляет собой процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных дисфункций. В процессе компенсации происходит формирование новых, исправление нарушенных или ослаб­ленных функций организма, а также развитие личности в целом. Для ре­бенка с особенностями речевого развития особое значение имеет личност­ный компонент отношения к своей речи, определяемый его самооценкой и Я-позицией.
    Таким образом, участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным ра­ботником, педагогом-дефектологом.

    Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

    Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

    Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

    Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

    Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.

    Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

    Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

    • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
    • агрессивность, драчливость, конфликтность;
    • повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
    • чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
    • энурез(недержание мочи);
    • онанизм;
    • повышенную обидчивость, ранимость;
    • склонность к болезненному фантазированию.

    Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

    Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
    Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.
    Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
    Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

    выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
    агрессивность, драчливость, конфликтность;
    повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
    чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
    энурез(недержание мочи);
    онанизм;
    повышенную обидчивость, ранимость;
    склонность к болезненному фантазированию.


    В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклоняющимися вариантами развития. Около 60% всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии различной степени тяжести. Отклонения в речевом развитии тормозят полноценное и разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника.

    Деятельность учителя-логопеда в саду. Работа логопеда в детском саду начинается с обследования состояния речи воспитанников (начало сентября). Обследование осуществляется по речевой карте. Материал рассчитан на норму развития детей. Те дети, у которых возникают трудности при выполнении задания, зачисляются на логопункт с логопедическим заключением ОНР (IV- III. уровни). Первое направление работы логопеда— занятия по развитию лексического, грамматического строя речи и развитие связной речи. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Форма проведения занятий—групповая. Вторым направлением работы логопеда является коррекция звукопроизношения. Занятия по постановке и автоматизации звуков включают в себя те же разделы, но основное внимание уделяется нарушенным звукам. Их постановка и автоматизация осуществляются в определенной последовательности. Длительность этого процесса зависит от тяжести нарушений речи, от готовности родителей помочь своему ребенку, от индивидуальных особенностей самого ребенка. В среднем от 1-12 месяцев, но в особых случаях, эти рамки неопределенны во времени. Лучше корригировать все нарушения устной речи до поступления ребенка в школу, т.к.:
    • психика пластична и это процесс займет меньшее количество времени, чем у взрослых;
    • недостатки устной речи могут перейти в недостатки письменной речи.
    Деятельность учителя-логопеда в школе. Работа логопеда в школе начинается с обследования состояния речи учеников (1-15 сентября). Обследование учащихся 1 классов осуществляется по речевой карте. Материал рассчитан на норму развития детей. Те дети, у которых возникают трудности при выполнении задания, зачисляются на логопункт с логопедическим заключением ОНР (IV- III. уровни). Считается, что они предрасположены к появлению дисграфии. С ними будет вестись работа по предупреждению дисграфии. Обследование состояния речи учащихся 2-3 классов проводится путем проведения диктанта и выявление в работе «специфических» ошибок. Те дети, у которых обнаруживаются такие ошибки зачисляются на логопедические занятия с логопедическим заключение Дисграфия.Чаще всего встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, пропуске букв, добавлении слогов или их перестановка, маленькой букве в начале предложения, не обозначена граница предложения. При удачной коррекционной работе(1-2 года) эти нарушения исправляются. Могут сохраняться единичные ошибки на письме. Так как письменная речь—главная в школьном возрасте, то основное внимание логопеда уделяется её коррекции. Но также параллельно ведется и работа по постановке и автоматизации звуков (1-2 класс).
    В школе выделяют три направления деятельности учителя-логопеда:
    1. Коррекция нарушений письменной речи—дисграфии (нарушение процесса письма) и дислексии (нарушение процесса чтения)
     2. Коррекция нарушений устной речи
    3. Консультативная работа
    Учитель-логопед осуществляет тесную связь со всеми участниками образовательного процесса и периодически сообщает им о результатах коррекционной работы.