Вторник, 27.06.2017, 08:19
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Работа с детьми "группы риска"

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Трудные подростки

    «Дети – зеркало наших ошибок»

    Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

    Многие семьи знают, что это такое. Трудные подростки не собираются прислушиваться к вам, сколько бы у вас не было денег, как бы Вы не умели плавать или тягать штангу, каких бы высот в политике или культуре вы не достигли. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания. Иногда вы, возможно, задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным.

    Почему они становятся «трудными»? Как из вчера ещё милых, таких смешных и забавных детей возникают эти  трудные подростки?

    Для того, чтобы  было проще понять причинную связь между воспитанием и «трудностью» (большинству родителей, не владеющих элементарными психолого-​педагогическими знаниями, эта связь может быть не очевидна), предлагаем следующую краткую схему.

    Подростки становятся «трудными», когда:

    1. Требования родителей не соответствуют их возрасту.

    2. Отношение родителей к детям неадекватны их возрасту:

    Родители мнят ребёнка младше, чем он есть на самом деле, и общаются с ним как с маленьким.

    Родители рассматривают ребёнка как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже имеющим жизненный опыт.

    3. Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что они из себя представляют, и что имеют – принадлежит на самом деле им, родителям; психологически как бы лишая тем самым ребенка право на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.

    4. Родители занимаются «обеспечением» материальных потребностей ребенка, не устанавливая с ним душевный контакт и теплые, дружеские отношения, наполненные взаимным интересом.

    5. Родители стремятся вырастить из ребёнка «идеального себя», чтобы он стал таким, какими «они сами хотели, не смогли стать»; подменяют любовь к реальному ребёнку любовью к его идеальному «образу» в их сознании. Для ребёнка нет ничего трагичнее такой подмены.

    6. Родители непоследовательны в воспитании:

    В семье вообще нет чётких правил – за что ребёнка накажут, а за что поощрят; всё определяется «свободной прихотью» родителя.

    В семье существует 2 противоречивых набора правил воспитания – один мамин, другой папин, и они не согласованы друг с другом.

    Правила в семье есть, но родители непоследовательны в их применении: то применяют, то нет; накажут за проступок, а потом просят прощения, ласкают и дарят подарки.

    Подростки становятся трудными, чтобы:

    1.Получить недостающее им внимание родителей – неважно, положительное или отрицательное

    В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.

    В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребенка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.

    2.Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью; самоутвердиться и уважать себя.

    Подростки становятся «трудными», после того как:

    Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет с ним нормального общения.

    Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с мамой», «только с папой», «только с бабушкой», и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.

    Как можно помочь

    Существуют чёткие законы биологии, например: если ходить зимой без одежды, то замёрзнешь, если пить воду из болота, велик риск заразиться дизентерией, если долго не принимать пищи, человек ослабеет. Есть такие же чёткие законы психологии и законы воспитания. Если родители их нарушают – то возникают проблемы, укладывающиеся в общую формулу «трудный подросток».

    Мы, специалисты, занимающиеся с детьми ни разу не встречали ни одного случая «трудного подростка», в котором не было бы многочисленных упущений в воспитании (неважно, осознают родители эти упущения или нет) и не видели ни одного из них, который стал «трудными» сам по себе. Всегда имеются причины:

    Неполная семья.

    Гиперзаботливое воспитание с минимумом требований и удовлетворением любых желаний.

    Отстранение родителей от эмоциональных контактов с ребёнком.

    Жестокость и несоразмерные наказания.

    Отсутствие дружеских отношений с ребёнком и воспитания как такового.

     Если родители понимают, что в перевоспитании проблемного чада должна быть и их обязательная часть работы, и активно в неё включаются – результат не заставляет себя ждать.

    Да, меняться трудно, проблематично, но меняться необходимо. И ребёнку, и родителям. Совместные усилия при активном содействии специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) приводят к быстрому изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.

    социальный педагог Степанова С.А.

    «Дети группы риска»

            Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

            Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

    Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу –  это те, кто составляет группу риска.

    Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

    В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

    В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

    Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

    Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

    ·         дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

    ·         дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

    ·         дети из неблагополучных, асоциальных семей;

    ·         дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

    ·         дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

    Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей. 

    Основными причинами  попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

    пьянство одного или обоих родителей;

    асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
    устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов т. д;

    Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

    Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

    У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельства, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, вредные привычки (употребление алкоголя, курение, нецензурная брань и т.д.).

    В исследованиях психологов, социальных педагогов дается сравнительная характеристика «детей группы риска». Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

    Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

                    Основными направлениями деятельности психолога, педагога-психолога являются оптимизация общения «детей группы риска»  со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

            Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

            Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

            Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

            Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

            В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

                                                                                                                                                                       Социальный педагог - Сиянко Т. В.

     Норма, граница, риск

     В практике школьного обучения к группе риска принято относить детей, наиболее часто выпадающих из размеренного ритма «школьного улья», попадающих в поле зрения Комиссии по делам несовершеннолетних, тех детей, чьи имена звучат на педагогических советах и консилиумах, чьи поступки обсуждаются на родительских собраниях, чье присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу. Многие школы с удовольствием избавляются от отдельных школьных «знаменитостей» в полной уверенности в том, что свалили с плеч тяжелую ношу и все проблемы. На самом деле непонимание или нежелание вовремя вникнуть в проблемы каждого отдельного ребенка кратно увеличивают его риск стать социальным дезадаптантом, необратимо деформируют и личность, и человеческую судьбу.

     Главное условие благополучного развития ребенка — внимательная забота и безграничная любовь взрослых — родителей, педагогов. Но в функциональных обязанностях классного руководителя ничего не написано об обязанности — любить детей. Государственные законы требуют от граждан выполнять свой родительский долг, но каждый родитель имеет индивидуальное представление о долге и любви к своему ребенку. В то же время отсутствие в семье искренней любви к детям, значит — отсутствие у малышей права на ошибку, влечет серьезные проблемы в системе детско-родительских отношений в целом.

     Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию — вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска, когда в «гадком утенке» родители и педагоги не могут разглядеть «сказочного лебедя», а собственную профессиональную несостоятельность пытаются спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик». Когда никого не заботит тот факт, что ребенок страдает в системе деструктивных семейных отношений, «застревает» в комплексе неполноценности, переживает межличностные конфликты, замыкается в себе. Когда у каждого участника воспитательной ситуации: родителей, педагогов, ребенка формируется особая система смыслоценностных установок, не связанная с представлениями самого ребенка о себе самом и окружающем мире. Монологичность родителей и педагогов приводит к замкнутости ребенка, к поиску им другой, более оптимистичной для возраста и благополучной для восприятия картины мира, в которой всегда есть надежда на успех и право на любовь.

     Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток пре Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток превратился в неуправляемого, агрессивного, приобрел аддиктивные формы поведения. Психологи утверждают, что многие проблемы «трудных» детей, такие, например, как гиперактивность и импульсивное поведение и т. н., являются результатом плохого обращения с ними взрослых. Ребенок оказывается не способным усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети», становится нестандартным, изгоем, дезадаптантом в том случае, когда взрослые не сумели найти с ним общего языка, договориться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения.
     Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, которые имеют проблемы со здоровьем, с обучением, проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.
    Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. Насилие как физическое, так и психологическое принуждает ребенка к поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением, угрозами или путем обмана, манипуляции со стороны родителей или педагогов. Или напротив, насилие взрослых создает препятствия желательным для ребенка действиям, поступкам, которые он хочет, но не может по настоянию взрослых выполнять. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации.
     Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста считается отсутствие любви и заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие.
     В ситуации школьного обучения в группе риска оказываются так называемые «педагогически запущенные» подростки или те дети, отношение взрослых (родителей, опекунов, педагогов, других специалистов, работающих с детством) к которым на протяжении нескольких лет носило насильственный или попустительский характер. В этой связи у подростков сформировались стойкие асоциальные формы поведения (агрессивные, девиантные), низкий уровень общечеловеческой культуры. Самой тяжелой группой, не поддающейся педагогической коррекции, становятся подростки-дезадаптанты с признаками аддиктивных форм поведения.
     В организации системы школьного воспитания у педагогов нет права на ошибку, поскольку субъектом педагогических воздействий является живой, тонко чувствующий, имеющий собственную уникальную картину мира, а порой тяжело страдающий человек. Насколько необходимы ребенку те или иные воздействия внешнего мира и какую именно пользу или непоправимый вред они могут принести его душевному здоровью, могут и должны доподлинно предвосхитить педагоги. Граница перехода ребенка в группу риска всегда рядом и шансы переступить ее невероятно велики. Они удваиваются с появлением отрицательных воздействий среды и далеко не всегда начинаются с отрицательного воздействия улицы. Улица, с ее деструктивным влиянием, является скорее результатом, чем условием негативного воздействия, вернее сказать — негативного бездействия ответственных за развитие ребенка социальных институтов: семьи и школы
     Человеческий детеныш самый неприспособленный из всех млекопитающих малышей живой природы, а потому весь период детства можно смело назвать зоной риска в онтогенезе. При этом, как считают ученые, психологическое взросление человека и его переход в последующие возрастные категории зависит от индивидуальных характерологических особенностей, а также от условий и стиля его воспитания. Поэтому в начальной школе встречаются дети с высоким уровнем социальной ответственности, а в старших классах — социальные дезадаптанты.
     Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в школе и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные — дети.
    Подготовила социальный педагог Сиянко Т. В.
     

    Анализ работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

    за 2011 – 2012  учебный год.

          В течение всего учебного года деятельность социального педагога – была направлена на содействие развития детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах.
         Для решения поставленных задач социальные педагоги изучали ребенка, его состояние, уровень кризиса, планировали пути его преодоления. В течение всего года социальные педагоги изучали семью, помогали семьям в кризисных ситуациях, помогали в оздоровлении среды, улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды, защищали интересы ребенка.
          Систематически обновлялась база данных детей, состоящих на учете ПДН, КДН и детей, состоящих на внутришкольном учете. Проводилась прозвонка школ района через каждые 2 недели с целью выявления посещаемости, успеваемости и поведения детей «девиантного поведения».
        Социальными педагогами были составлены социальные паспорта ОУ, ДОУ района с целью изучения социально-демографической ситуации семей района, что также помогало выявлению неблагополучных семей в районе, а, следовательно, и воспитывающихся в этих семьях детей.
           В соответствии с планом работы ГБОУ Большечерниговского психологического центра   проводились такие методики, как:
    - методика изучения мотивации в старших классах;
    -  "Индекс отношения к здоровью";
    -  "Диагностика личностной предрасположенности к конфликтному поведению" (К.Томаса);
    - методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга;
    - методика диагностики межличностных отношений;
    -  методика ценностных ориентаций;
    - диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
    - "Определение склонности к отклоняющемуся поведению".
        Кроме того были проведены следующие мероприятия:выступления на методических объединениях, педсоветах, родительских собраниях, классные часы, разрабатывались и использовались мультимедийные материалы(презентации).
       На занятиях использовались различные формы работы: групповые дискуссии, игры и упражнения, сеансы релаксации и просмотр видеофильмов. В заключение каждого занятия проводился мини-опрос учащихся, в ходе которого выяснилось отношение детей к классному часу, положительные и отрицательные моменты занятий. Значительная часть ответов носит положительный характер, учащиеся с удовольствием посещают занятия, участвуют во всех дискуссиях и упражнениях  Проведились тренинговые занятия и групповые работы с несовершеннолетними «группы риска» психологами и социальными педагогами  в ОУ района
        Были проведены консультации социально-психологической направленности с детьми, составляющими категорию «группы риска», их родителями, педагогами.
        С целью контроля и профилактического консультирования организовано посещение семей, дети которых состоят на учете в ПДН, в КДН и на внутришкольном учете.
       
    По анализу данных, в ИДН ОП №45 МО МВД РФ «Большеглушицкий»,  некоторых образовательных учреждениях количество детей «группы риска» по состоянию на 4 кв.2012 года уменьшилось, Снижение связано с тем, что эти учащиеся были сняты с учета в ИДН по достижению 18 лет, по исправлению, с внутришкольного учета вследствие отсутствия причин девиантного поведения.
    Подготовила социальный педагог Сиянко Т. В.

    Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»

    Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.
    Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
    -медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
    -социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
    -психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
    -педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
    Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
    -дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
    -дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
    -дети из неблагополучных, асоциальных семей;
    -дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
    Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
    Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений):
    -отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера)
    -нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
    -ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);
    -ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»)