Четверг, 27.07.2017, 21:36
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Кабинет БОС

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Презентацией кабинета БОС.

     

    20.03.2009 в Южном округе на базе Большеглушицкой СОШ № 1 состоялась окружная Ярмарка методических инноваций. Педагог-психолог ГОУ Большечерниговского психологического центра Белова И. В. приняла участие в работе секции дополнительного образования с презентацией кабинета БОС психокоррекции эмоционального состояния.

    Состояние здоровья детей и забота о нем -  одна из главных задач образовательного учреждения.

       На фоне неблагоприятных показателей социально – экономического положения семей учащихся, интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. По результатам медицинских осмотров, проводимых в последние годы, значительно  выросло количество учащихся, страдающих различного вида  заболеваниями. 

       Ученики школы имеют не только ряд заболеваний, но и разные социальные отклонения. Во многом такая ситуация обусловлена не всегда благоприятной материальной и социальной обстановкой в семьях. Кроме того, рост заболеваемости детей напрямую связан с неправильным образом жизни многих семей, особенно в сельских глубинках, за которым наблюдают, и в котором участвуют наши ученики. Факторы риска заболеваемости, такие, например,  как употребление психоактивных веществ, выявляются у школьников уже в довольно раннем возрасте. Одновременно ухудшение здоровья детей связано с неправильным питанием, недостатком витаминов,  загрязнением окружающей среды, а также отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

       Здоровье школьника – это проблема не только социальная, но и нравственная. Сегодняшний ученик в будущей взрослой жизни должен не только сам уметь быть здоровым, но и суметь воспитать в будущем здоровых  детей, что скажется на дальнейшем состоянии нашего общества.

    Принцип обратной связи является основным и универсальным принципом управления различными системами. На его основе построена работа привычных для нас бытовых приборов - холодильника и утюга. В них обратная связь используется для поддержания определенной температуры. Физиологические и психические процессы в человеческом организме формируются по этому же принципу.
    Сущность биологической обратной связи (БОС) состоит в создании дополнительного канала информации о вегетативных функциях и управление этими функциями на его основе. Это стало возможно, сравнительно недавно, когда появились электронные приборы позволяющие давать такую информацию (минимальные изменения какого-либо физиологического показателя в режиме реального времени).

    Собственно термин biofeedback появился в США в конце 60-х годов. Но еще в 30-е годы во время физиологических исследований было обнаружено, что животные, в частности крысы, способны изменять показатели функционирования внутренних органов, если поощрять динамику нужного направления и наказывать при нежелательных изменениях. Таким способом, удавалось обучить животное вырабатывать определенное количество желудочного сока, поддерживать заданную величину артериального давления, число сердечных сокращений и т.д. В последующем такие исследования проводились и с людьми, причем было обращено внимание на то, что человеку для закрепления желаемых реакций не обязательно получать поощрение или наказание, а достаточно иметь в режиме реального времени информацию о минимальных изменениях выбранного показателя.

    При БОС человек через датчик, преобразующее и регистрирующие устройство, получает информацию о минимальных изменениях какого-либо своего физиологического показателя (мышечное напряжение, температура тела, электрическое сопротивление кожи, уровень артериального давления и многие др.), связанного с эмоциональным состоянием, и старается изменить его в заданном направлении, что позволяет ему приобрести и развить навыки направленной саморегуляции.

    Современные компьютерные системы автоматизации биологической обратной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень артериального давления, скорость распространения пульсовой волны, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы.)
    Обнаружено, что в процессе занятий с биологической обратной связью, развиваются физиологические и биохимические реакции, противоположные тем, что возникают при стрессе: усиливается a -ритм головного мозга; снижается уровень артериального давления, уряжается число сердечных сокращений, уменьшается периферическое сопротивление сосудов, потребление кислорода; снижается электрическая активность мышц, уровень катехоламинов, кортизола, ренина и холестерина в плазме крови. Таким образом, БОС способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу.

    В ходе биологической обратной связи пациент является активным участником своего лечения, что способствует активации естественных скрытых резервов организма. Во время занятий появляется осознание психологических механизмов болезни и их обратного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. Учащиеся видят, что их усилия являются полезными и становятся оптимистичнее. В свою очередь рост положительных эмоций стимулирует мотивационные процессы, а осуществляемая деятельность становится более результативной. Высокая результативность тренировок еще больше повышает самооценку и так далее.
    В конечном итоге в ходе БОС снижается фиксация на своих переживаниях, уменьшается ипохондричность, агрессивность, увеличивается вера в свои возможности, улучшается настроение.

    Кабинет БОС коррекции психоэмоционального состояния

    Данный кабинет оснащен оборудованием, позволяющим использовать метод БОС, который направлен на:

    • поддержание высокой работоспособности;
    • устранение проявлений усталости и переутомления;
    • устранение напряженности, тревоги и беспокойства;
    • предупреждение развития стрессогенных расстройств - невротических и психосоматических (личностный и профессиональный стресс, внутрисемейные конфликты);
    • коррекцию девиантного поведения, эффективного решения проблем семейных отношений, самоутверждения;
    • коррекцию поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
    • улучшение концентрации внимания, памяти;
    • повышение академической успеваемости;
    • умение справляться со стрессом школьной жизни;
    • адаптацию к трудностям самостоятельной жизни;
    • формирование навыков здорового образа жизни.

    Работа осуществляется в три этапа.

    На первом этапе детям объясняется цель и принцип занятий, на которых используется прибор. Детей учат принимать релаксационную позу, правильно настраивать дыхание.

    Целью второго этапа являлась выработка навыка диафрагмального - релаксационного дыхания с использованием «Кардиосигнализатора» и игровых сюжетов на мониторе.

    На третьем этапе проводится закрепление навыка  диафрагмального - релаксационного типа дыхания.

    За медицинскими тонкостями — простая формула здоровья. Ее секрет может постичь каждый, ведь основана здоровьесберегающая технология на жизненно важном процессе — дыхании. Последние выводы медиков таковы: они уже совершенно не сомневаются в том, что все мы дышим неправильно. 

    Единственно верный тип дыхания всех млекопитающих – диафрагмальный, или дыхание животом. Именно так дышат животные и дети до 3 лет. Подрастая и вставая с четырех точек опоры на две ноги, утяжеленные органами, расположенными сверху, легкие заставляют человека дышать так, как удобно и выгодно ему, но это не значит правильно. А тут еще физиологи, которые с детства убеждают нас, что у женщин преобладает грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной, а спортсмены пользуются и тем, и другим.

     С помощью преобразователя электрических сигналов — специального прибора, датчики которого устанавливаются на кожу человека (они не дают вредного излучения), — снимаем показания частоты дыхания на вдохе и выдохе. Их динамика отражается на мониторе компьютера, куда предварительно устанавливается специальная программа. Перед тем как начать дышать по системе БОС, школьник вводит свое имя и возраст, все данные сохраняются в школьной компьютерной сети в специально созданных журналах здоровья.

    Так можно работать уже с самыми маленькими детьми (с 4-х лет).

    На что стоит обратить внимание: никто не относит описанную им методику к достижениям нетрадиционной медицины, хотя аналогичную дыхательную технологию широко используют и в популярной йоге. 

     Программа курса здоровья включает пятнадцать занятий по подготовке, постановке дыхания, формированию навыков, их закреплению.

    Ребятам нравится, что занятия состоят из работы (дыхания) и отдыха (звучит приятная музыка, на мониторе появляются картины природы или животные — соответствующую опцию ребенок выбирает сам, он может также использовать игровые сюжеты). Так проходят 9—11 минут. Затем машина выдает пульсограмму, где поминутно отражено, как дышал ребенок, когда он делал это правильно, а когда нет. Компьютер выставляет школьнику оценку за работу и определяет, какому биологическому возрасту соответствует его тип дыхания. На первых занятиях большинство ребят дышат, как девяностолетние старички, по крайней мере, на такой возраст делает ссылку программа, проанализировав их показатели. 

    Таким результатам удивляться не стоит.

    Используя, к примеру, грудной тип дыхания, мы заполняем кислородом только верхний отдел легких, не давая возможности ему проникать в средний и нижний. Отсюда развитие гипоксии, гипертонии уже в детском возрасте, головокружение, вегетососудистая дистония. Таким образом, метод биологической обратной связи оказался незаменимым и высокоэффективным инструментом в решении поставленных перед специалистами психологического центра задач, так как он позволяет учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка, дозировать нагрузку, эффективно контролировать правильность тренировочных заданий. Метод БОС органично вписывается в современные технологии, используемые в нашем психологическом центре, и помогает решать не только задачи укрепления и сохранения здоровья, но и открывает новые перспективы в обучении и воспитании детей с проблемами здоровья.