Суббота, 23.09.2017, 04:54
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Публичный отчёт 4

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Важнейшие направления профессиональной ориентации:

    - профессиональная информация — ознакомление учащихся с современными   видами      производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий;  

     - профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении;                                                                                          - профессиональный подбор — предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности;                                            - психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

            В соответствии  с задачами психолого-педагогического сопровождения  в ОУ района в работе с детьми используются активизирующие методы профориентации, которые включены в программу  развивающих профориентационных игр «Я выбираю профессию», с   помощью которой формируется  готовность  подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы. Свой выбор учащийся должен сделать уже в конце 9-го класса. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем картину выбора недостаточно осознанного. Даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых осознаний

             выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору его профессии.

           При умелой организации и  при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все старшеклассники, часто ориентируясь на конкретную помощь в конкретной ситуации. Всего проведено в 2008 году 50 консультаций. Информационно-справочным методом является использование профессиограммы. Старшеклассникам интереснее погрузиться в профессию банкира,   журналиста, юриста и др. В связи с этим, на базе психологического центра, а так же в ОУ района проводятся «круглые столы» с участием учащихся старших классов, педагогов, специалистов Центра занятости, представителей различных профессий, студентов учебных заведений и др. представителей.

      Используются профориентационые методы, которые включены в программу развивающих профориентационных игр «Я выбираю профессию», «Шаги к профессии». Программы позволяют моделировать в воображении проблемы, проиграть их в традиционных игровых процедурах. Ежегодно проводится диагностика профессиональной направленности учащихся 8 - 9 классов с целью отслеживания изменения профессио-нальных предпочтений. За 3 учебных года было проведено более 2000 профконсультаций со всеми участниками образовательного процесса, профконсуль-тирования всех участников образовательного процесса (70% детей в течении учебного года обращаются за профконсультацией, 40% педагогов и 25 % родителей). Ежегодно проводятся круглые столы: «Дороги, которые мы выбираем», с целью осознания готовности дальнейшего образовательного маршрута. Проводится ярмарка учебных мест, где учащиеся знакомятся со всем спектром образовательных услуг. С учащимися старших классов района проводятся мероприятия: Арт – коктейль, Арт-терапия. Еженедельно проводятся занятия в 7 – 11 классах: тематические 7- 10 класс, системные с восьмиклассниками классиками. Эффективны такие формы работы, как  выезды в образовательные учреждения района с проведением круглых столов, арт-мероприятия. Наблюдается  успешность по проводимым программам. 28% детей выбирают профессию по профессиональным предпочтениям по разным причинам, что является основным при проектировании работы со старшеклассниками на следующий учебный год. Предоставление учащимся общих понятий и предоставлений  о профессиях. Получение обратной связи с помощью анкет 69 % детей предпочитают консульти-роваться по профессиональной направленности у педагогов-психологов ППМС - центра. Проводится   мониторинг по изучению потребностей учащихся в профессиональном самоопределении (свыше 600 учащихся принимали участие в мониторинге). По результатам мониторинга была составлена программа бесед с учащимися по интересующим их профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, а также профессиям, которые малознакомы учащимся.

    Профориентационные беседы проводились еженедельно, каждая неделя была посвящена конкретной профессии или проблеме ее выбора. Кроме этого, были проведены беседы по следующим темам: «Типичные ошибки при выборе профессии», «Динамика и стадии профессиональной деятельности», «Классификация профессий по предмету труда».  

    Проведена батарея профориентационных тестов учащихся: «Матрица профессий», «Опросник по изучению профессиональной направленности учащихся», «тест Моя мотивация к успеху», профориентационный опросник Джона Холланда.
     
                             
     

    Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

    Создавшаяся критическая ситуация в России в отношении здоровья детей выдвигает перед педагогами и такую серьезную проблему, как предупреждение детской инвалидности. В рамках областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии  на 2005 – 2008» педагогами-психологами проводится большая работа по обеспечению психологической помощи детям с особенностями в развитии. В 2005-2006 учебном году в ППМС - центре созданы условия для преодоления проблем в развитии детей  ОВЗ  в условиях организации учебно-воспитательного процесса.

    Разработаны и поэтапно реализуются профилактические и коррекционно – развивающие программы по адаптации учащихся 1, 5,10 классов и дошкольников: «Психологическая готовность ребенка к школе», программа тренинговых занятий по предупреждению дезадаптации детей на этапе их вхождения в школьную жизнь « Я учусь владеть собой»; программа коррекционно – развивающих занятий с дезадаптироваными учащимися 5 классов; программа адаптационного тренинга для учащихся старшей школы; коррекционная программа для детей с личностными и поведенческими проблемами «Развитие коммуникативных навыков учащихся для 5 класса; программа тренинговых занятий по сплочению детского коллектива. По итогам реализации программ  получена следующая результативность коррекционно – развивающей работы:

    -         Повысилось степень школьной зрелости 43% дошкольников;

    -         Снизилось на 15 % число дезадаптированных первоклассников (от 22 до 14 человек, по сравнению с прошлым учебным годом);

    -         Адаптировались 75% учащихся вновь созданных 10 классов;

    -         Повысился уровень коммуникативных навыков учащихся на 50%;

    -         Улучшился эмоциональный – психологический климат в старших классах на 10 - 15%.

     Повысился уровень развития психических процессов учащихся      с ОВЗ.  В2007 году организована  совместная  работа  с родителями

    В комплексе строится оздоровительно-профилактическая работа со всеми обучающимися. В ППМС - центре  проводятся общеоздоровительные мероприятия, нацеленные на повышение резистентности организма детей и подростков, проводится диагностика психофизиологического здоровья воспитанников; осуществляется профилактика и коррекция физического и психического здоровья воспитанников.

    В  ППМС – центре сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов.

     В течение года специалистами  ППМС - центра было проведено анкетирование учащихся 5-9  классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную наркогенную ситуацию в старших классах и дать рекомендации по антинаркотической профилактике школьников классным руководителям и педагогам - предметникам, ежегодно проводится мониторинг по 7 методикам, результаты которого позволяют оценить уровень наркогенный ситуации.

    Проведена психодиагностическая работа по выявлению трудностей в обучении, отношения к учебе, пробелов в знаниях

    Разработаны модели коррекционно-развивающих упражнений по каждому предмету на отслеживание коррекции и уровня усвоения программного материала для начальной школы и для 5-7 классов.

     Создана картотека коррекционно-развивающих упражнений каждым специалистом ПМСС - центра.

    Отработаны  новые  модели коррекционно-развивающих упражнений, ориентированных на реализацию коррекционного компонента в учебный процесс.

    Создан учебно-методического комплекс для проведения индивидуальных занятий по  развитию зрительного восприятия и памяти у обучающихся и  воспитанников с ОВЗ.

    Разработана и реализуется  программа работы с   трудными, эмоционально-расторможенными  детьми.

    Разработана  и реализуется   программа  по коррекции поведения (тренинги, анкетирование, круглые столы).

    Созданы группы  для снятия агрессивного поведения, напряжения.

    Создан учебно-методический комплекс для проведения индивидуальных занятий по развитию  зрительного восприятия и памяти у обучающихся с ЗПР и обучающихся по 8 виду.

     Создан учебно-методический комплекс  по формированию   адекватной самооценки  у обучающихся и воспитанников ОУ района.

    Используются  все коррекционные программы, разработанные специалистами.

    Наблюдается положительная динамика в поведении воспитанников, определен диапазон базовых эмоций и шкалы проявлений агрессии у детей.

     Поведен цикл воспитательных часов «Новые технологии и формы самоподготовки», направленные на развитие мотивации к учению у воспитанников начальной школы.

    Отработаны модели коммуникативного поведения у разных возрастных групп детей с ОВЗ  по темам «Взаимоотношения с одноклассниками », «Отдых на перемене», «В гостях».

    Проведена серия психотренинговых занятий по снятию комплексов поведения, профилактике агрессивности поведения.

     Создана методическая картотека с играми-упражнениями, направленными на развитие волевых механизмов личности, организующих управление поведением воспитанников.

    Детей данной категории постоянно освидетельствуют специалисты ППМС-центра. На основании заключений совместно с педагогами ОУ составляются образовательные программы, установленные специальным учебным планом для детей данной категории. Дополнительно педагогами-психологами используются коррекционно-развивающие программы, как в ОУ так и в ДОУ, что также облегчает обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе, в ДОУ.  Дети с особыми образовательными потребностями и их родители – постоянные посетители нашего Центра. Социальные педагоги организуют мероприятия по обеспечению досуга таких детей.  Для этих ребят организован клуб «Я могу все сам», где они постигают философию независимой жизни.

           Социальные педагоги организуют выставки художественного и декоративно-прикладного творчества, участвуют в организации и проведении различных конкурсов. Таким образом, с целью принятия этих детей с позиции гуманного отношения к нам в общество в 2008 году проводили следующие  мероприятия: «Рождественская елка», «Фотоконкурс», конкурс рисунков «Счастливое детство», Праздник Осени, викторина «Мое здоровье - в моих руках».

    По результатам диагностики произошли позитивные изменения в творческом поведении детей с ОВЗ, их эмоционально – волевой сфере, дети стали общительнее, коммуникабельнее. Это подтверждают результаты психологического обследования детей психологами  в проекте «Мнение  родителей  о возможностях детей с ОВЗ заниматься в сфере дополнительного образования». Разработан  мониторинг результатов деятельности по проекту по следующим  критериям: творческое поведение детей с ОВЗ эмоционально – волевая сфера детей с ОВЗ (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, оценка собственных достижений); коммуникативность детей с ОВЗ. Выявлено 6  человек детей – инвалидов особо одаренных детей в разных областях (спорт, изодеятельность). 100% детей целевой группы принимали участие в выставке рисунков на базе ППМС - центра, концертах.

         ППМС – центр оказывает грамотную коррекционно-образовательную услугу, строя свою работу по блокам: диагностический, коррекционный, психопрофилактический. Мышление, речь, внимание, память, восприятие, психомоторика, эмоционально-волевая сфера на протяжении обучения постоянно корригируются и дают положительную динамику в развитии.

           С целью изучения и анализа социально – демографической ситуации семей ДОУ и ОУ района ежегодно составляются социальные паспорта, обновляется  банк данных по детям с ограниченными возможностями (из них 80 детей–инвалидов).

           В рамках целевой программы, где дети с отклонениями в развитии в зависимости от категории получают  материально-технические ресурсы. Для детей с особенностями в развитии организуется  дистанционное обучение на дому с помощью персональных компьютеров, предоставляемых  Центром специального образования  г.Самара. Дистантные формы очень актуальны для детей, имеющих ограничения в передвижениях, не требуют постоянного присутствия обучающегося в ОУ. Работая с детьми с ограниченными возможностями, специалисты обязательно учитывают ситуацию, сложившуюся в семье. Патронирование позволяет нам увидеть проблемы детей с особыми нуждами и их родителей изнутри. Проводятся образовательные тренинги для родителей, направленные, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

           Одной из самых тревожных тенденций в последние годы в Большечерниговском районе является неуклонный рост количества детей с проблемами  в развитии, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

           В соответствии с положением «О  порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими  комиссиями» (Приложение к приказу Главного управления образования Администрации Самарской области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области от 23.12.99 №10/401/83 «О порядке освидетельствования  детей психолого-медико-педагогическими комиссиями») ежегодно  утверждаются графики проведения психолого-медико-педагогической комиссии. Обследование проводится в конце учебного года, перед началом каждого учебного года и  по мере необходимости.

           За последние  годы  произошло незначительное снижение общего количества детей в районе, обучающихся в ОУ и воспитывающихся в ДОУ, и, если в 2006 году детей было 3444, то в 2008 году их стало 3137. Число интегрировано обучающихся  детей в 2006 году – 72:  число детей данной категории увеличилось в связи  с тем, что большое количество детей были выведены из классов коррекционно- развивающей направленности в массовые по заключению ПМПК. В 2007 году произошло снижение числа детей данной категории до 53 человек. В 2008 году осталось 33 интегрировано обучающихся  ребенка. Анализ практической  деятельности психологов, педагогов ОУ позволяет сделать вывод, что в последние годы складывается педагогическое сотрудничество участников коррекционно-развивающего процесса. Педагоги школ приобрели достаточный опыт:

    -         в организации педагогической, методической и экспериментальной деятельности по интеграции детей со сложными и выраженными недостатками;

    -         в использовании современных коррекционных технологий, направленных на реабилитацию детей данной категории.

           Ежегодно растет количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися индивидуально. Причин на это множество:

    -         образовательные учреждения не укомплектованы необходимым количеством специалистов;

    -         как и во всех  сельских  районах дети испытывают недостаток материально- технического обеспечения;    

    -         отсутствует лицензированный  диагностический  инструментарий, что затрудняет выявление нарушений на ранних этапах развития ребенка, организацию дошкольной  коррекционно-педагогической помощи;

    -         не достаточно создано инновационных коррекционно-реабилитационных учреждений,   обеспечивающих педагогическую поддержку, социальную и профессиональную  реабилитацию;

    -         родители и близкие очень часто вообще не замечают проблем ребенка до тех пор, пока его дезадаптация не примет такую форму, которую невозможно игнорировать и многое другое.

                                                       

                              
     
                              
     
                              

    Профилактика зависимого поведения.

     

    В 2004 году на базе ППМС-центра открыт кабинет по психолого-педагогической профилактики наркомании у детей и подростков.  Основным направлением работы кабинета является проведение мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов.  

    Для решения поставленных задач в ОУ Б-Черниговского района проводится  обучение по профилактическим программам, разработанным и рекомендованным Министерством образования и науки Самарской области. 

      I. Программа  «Правильный выбор».

           II. Программа «Экватор».

           III.Программа  «Волна».

           IV. Программа  «Все цвета, кроме черного».

    I.                   Тренинг по программе «Правильный выбор».

          Тренинг проводился с учащимися ПУ-62 в 13, 15, 24 группах. Было проведено анкетирование по программе «Правильный выбор» и в 9-11 классах СОШ №1, 2, в Августовской СОШ, Украинской СОШ, Пензенской СОШ, Петровской ООШ. 

    Поскольку при работе с подростками важно не просто сформировать у учащихся убеждения в правильности определенных действий, но и перевести их в область поведения, в основы программы положена работа по развитию у школьников социальных установок, как основных личностных образований, связанных с намерением человека поступать определенным образом.

    Предварительно проводилось анкетирование учащихся. Всего было опрошено 36 учащихся. По результатам анкетирования можно выделить основные моменты:

    1.                         Учащиеся крайне мало осведомленны о своих особенностях развития и последствиях рискованного поведения.

    2.                         85%  учащихся относятся к группе риска.

    3.                         В процессе проведения тренинга необходимо вводить упражнения на групповое сплочение.

    Из анкет ясно, что мальчики не разделяют ответственность за незапланированную беременность «своих» девушек. Считают, легкие наркотики безвредны.

    На протяжении всех занятий группы была активны, с удовольствием принимала участие во всех предложенных играх и упражнениях. За  12 прошедших занятий было организованно 4 групповых дискуссий по темам:

    *      Принятие решения. Участникам предлагается ситуация: вы попали в относительно незнакомую компанию. Кто-то предлагает попробовать новое стимулирующее средство (для поднятия настроения).

    1-я команда – имитирует компанию и поддерживает в большей степени аргументы «за», т.е. намеренна отказаться.

    2-я команда – поддерживает аргументы «против», т.е. намерена отказаться.

    *      Рискованное поведение. Две подгруппы, одна – готовит рекламную акцию, агитирующую за реализацию какого-нибудь рискованного мероприятия, вторая – рекламную компанию в поддержку безопасных сексуальных отношений.

    *      Презерватив. Три группы. 1-я - сыграть молодого человека идущего на свидание и желающего приобрести презерватив , 2-я – девушек, у которых свидание с этими молодыми людьми, 3-я – роль сотрудников аптеки.