Четверг, 27.07.2017, 21:36
ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский.

 Публичный отчёт 3

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Психологическое просвещение.

            Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

    Одно из важных направлений работы Центра - психологическое просвещение, предполагающее формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. С этой целью специалисты Центра проводят семинары, участвуют в педагогических советах, родительских собраниях в образовательных учреждениях. На всех перечисленных мероприятиях стараются не просто сообщить какую-то информацию, а вооружить слушателей приемами и техникой, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

            Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

                знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями 

                 и условиями благоприятного психического развития ребенка;

               популяризировать и разъяснять результаты психологических исследований;

               формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать

                 их в  работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

               знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

               достичь понимания необходимости практической психологии и работы

                 психолога  в образовательном учреждении.

         В рамках данного вида деятельности  в ППМС – центре неоднократно проводились семинары.

     

     

            В 2008 году проведены   семинары для педагогов ОУ района на следующие темы:

    1. «Особенности работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья».

    2. «Социально – психологические проблемы интеграции детей с особыми

        образовательными потребностями и пути их решения».

    3. «Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями».

    4. «Профилактика девиантного поведения у подростков».

     

       Выступления на совещаниях директоров ОУ:

    1. «Комфортность образовательной среды в ОУ».

    2. «Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки».

     

      Выступления на совещаниях заместителей директоров:

    1. «Обучение навыкам саморегуляции при подготовке к ЕГЭ».

    2. «Повышение мотивации учителя к использованию инновационных методов работы».

     

       Выступление на педагогических советах образовательных учреждений:

    1. «Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения».

    2. «Результаты мониторинга в ОУ».

    3. «Методы работы с детьми группы риска».

     

      Классные тематические часы:

    1. «Вирус сквернословия».

    2. «Здоровье человека и гармонии».

    3. «Стрессы, антистрессовые приемы».

    4. «Физиологическая и моральная зрелость человека».

    5. «Понятие ВИЧ – СПИД. Толерантность» и др.

     

      Методические объединения:

    1. «Развитие творческого мышления».

    2. «Поддержка одаренных детей».

    3. «Методы психолого–педагогической коррекции в системе дополнительного           

         образования».

    4. «Одаренные дети: особенности психического развития».

    5. «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

    6. «Новые формы оказания помощи и поддержки детям раннего возраста».

    7. «Обеспечение психологической безопасности детей школьного возраста».

     

    Круглые столы в ОУ:

    1. Пензенской СОШ, Н – Камеликской СОШ, Шумовской ООШ, Глушицкой СОШ на тему:  

       «Правонарушения подростков»

    2. МОУ ППМС-центре на тему: «Организация работы по формированию позитивного, общественного отношения к проблеме интегрированного обучения».

    3. МОУ ППМС-центре на тему: «Предпрофильная подготовка».

     

      Повышение квалификации педагогов:

    1. «Современный подход к обучению и воспитанию детей с ЗПР в массовой школе».

    2. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

    3. «Образовательная среда и психическое развитие ребенка».

    4. «Технологии психопрофилактической работы».

    5. «Коррекционно–педагогическая деятельность учащихся в условиях

         интегрированного обучения детей с ООП».

     

       Конференции:

    1. Педагогический форум «Партнерство – через образование»

    2. «Приоритетные проекты в образовании – ресурс повышении качества образования  в сельской школе России»- организаторы Южное Управление Министерства образования и науки Самарской области.

     

       Публикации статей в газету «Степной Маяк» в 2008 году.

    1.  «Пути преодоления детских страхов».

    2.  «Единый государственный экзамен».

    3.  «Он неуправляем».

    4.  «Дети с нарушением зрения. Как им помочь?».

    5.  «Верить! Любить! Жить! Без наркотиков!».

    6.  «Любите детей таким, какие они есть».

    7.  «Общение и игра взрослого с младенцем».

    8.  «Мастера чудес».

    9.  «Выбор профессионального пути - начало успеха».

    10. «Давай с тобой поговорим».

    11. «Арт - коктейль».

    12. «Из-за открытости SMS-сервисов страдает детская психика».

    13. «Это не забывается».

     

    Психологическая профилактика.

           Психопрофилактика - это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах развития.

           Психопрофилактика предполагает:

    1.  Ответственность за соблюдение в образовательном учреждении психологических

         условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования

         личности ребенка на каждом возрастном этапе.

    2.  Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к

         определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном

         развитие, в его поведении и отношениях.

    3.  Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую

         возрастную ступень.*

     

     

    Социальная работа.

           Современные социально-экономические условия потребовали поиска новых моделей общественного воспитания подрастающего  поколения, определили новые задачи, которые стоят перед всеми его социальными институтами: семьей, учреждениями образования всех типов и видов. Нарушение процесса социализации неблагоприятно влияет на интеллектуальное, личностное развитие детей и вызывает увеличение количества детей, склонных к девиантному поведению. На первый план процесса выдвигаются задачи становления личности в открытой социальной среде, обеспечения социализации, интеграции ребенка в общество, оказания помощи в его развитии и жизненном самоопределении.

           С целью решения обозначенных задач на основании приказа Департамента науки и образования №1838 от 30.07.01 в Учреждении введена должность социального педагога из расчета в учреждениях психологической службы образования - 1 ставка на каждые 1000 детей в возрасте от 3 до 18 лет. На данный момент в штате Учреждения работает 4 социальных педагога.  Содержание деятельности социального педагога определяется как помощь в интеграции ребенка в общество, в  его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении. Следует подчеркнуть, что не каждый  ребенок может сам осознать свои проблемы, прийти к социальному педагогу и объяснить их. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно влиять на факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

           В практической деятельности социальный педагог оказывает различные виды помощи ребенку:

    1.  Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей  

         информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки. С этой целью

         социальным педагогом Учреждения проводятся  классные часы и индивидуальные 

         беседы с  детьми по ознакомлению их с документами, защищающими права ребенка

         в нашей стране.

    2.  Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых

         условий детей, проживающих в семьях группы риска.

    3.  Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного

         микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок, устранение

         негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во

         взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном 

         самоопределении. С целью выполнения данного вида помощи социальный педагог

         Учреждения ведет регулярную работу, посещая семьи группы риска.

           Составлен банк данных детей группы риска по всем школам Большечерниговского района.

    С целью предупреждения асоциального поведения подростков специалисты центра охватывают три основных сферы, в которых реализуется их жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и микросоциальное окружение. На договорной основе в течение всего года осуществлялась работа совместно  с ПДН. Ежемесячно обновляется база данных детей, попавших в подростково-юношескую криминальную среду.

    Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Составлен и выполняется совместный план мероприятий  с Администрацией района  по комплексной  программе профилактики и правонарушений  в муниципальном районе Большечерниговский.  Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности  оказывает трудовое обучение. Специалисты ППМС–центра с детьми данной категории проводят трудовые десанты по оборудованию детских площадок, озеленению и др.

           Важным направлением в деятельности социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ.

     

    Консультирование

           Консультирование позволяет получить необходимую информацию, психологические знания, проанализировать отдельные вопросы или проблемы и наметить пути их решения.

           Индивидуальное психологическое консультирование играет важную роль в оказании конкретной помощи. Чаще всего проводится индивидуальное консультирование, за три последних года было проведено 4177 консультаций. Консультирование детей и их родителей - процесс, требующий конфиденциальности, пластичности, этичности и большого эмоционального напряжения психолога. Консультируются  все участники образовательного процесса. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться специалистам Центра самые разнообразные. Это и трудности в обучении, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, детское воровство, различного рода страхи, угроза суицида, побеги из дома, бродяжничество. Встречаются и трудности профессионального характера, трудности в осуществлении педагогического процесса (обучение и воспитание), в общении и руководстве  классом (отношения учитель - класс; учитель - ученик; класс - ученик). Это далеко не полный перечень причин обращений в Центр. 

     

                                                      Профориентация
           Квалифицированную помощь в формировании школьниками личных целей и планов собственной карьеры оказывают педагоги-психологи ППМС-центра. Они рассказывают о структуре образования, об учебных заведениях, о требованиях, предъявляемых профессией к человеку. На основе результатов объективного психолого-профориентационного обследования школьники узнают о собственных профессиональных интересах, психологических особенностях и возможностях.
           Следуя рекомендациям специалистов, школьники смогут разработать, уточнить и наделить личностным смыслом индивидуальные профессиональные планы, создать свой собственный "план карьеры" и спланировать в целом свой профессиональный жизненный путь.

    Оформлены в образовательных учреждениях  профориентационные стенды.

     

    Важнейшие направления профессиональной ориентации:

    - профессиональная информация — ознакомление учащихся с современными   видами      производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий;  

     - профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении;                                                                                          - профессиональный подбор — предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности;                                            - психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

            В соответствии  с задачами психолого-педагогического сопровождения  в ОУ района в работе с детьми используются активизирующие методы профориентации, которые включены в программу  развивающих профориентационных игр «Я выбираю профессию», с   помощью которой формируется  готовность  подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы. Свой выбор учащийся должен сделать уже в конце 9-го класса. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем картину выбора недостаточно осознанного. Даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых осознаний

             выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору его профессии.

           При умелой организации и  при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все старшеклассники, часто ориентируясь на конкретную помощь в конкретной ситуации. Всего проведено в 2008 году 50 консультаций. Информационно-справочным методом является использование профессиограммы. Старшеклассникам интереснее погрузиться в профессию банкира,   журналиста, юриста и др. В связи с этим, на базе психологического центра, а так же в ОУ района проводятся «круглые столы» с участием учащихся старших классов, педагогов, специалистов Центра занятости, представителей различных профессий, студентов учебных заведений и др. представителей.

      Используются профориентационые методы, которые включены в программу развивающих профориентационных игр «Я выбираю профессию», «Шаги к профессии». Программы позволяют моделировать в воображении проблемы, проиграть их в традиционных игровых процедурах. Ежегодно проводится диагностика профессиональной направленности учащихся 8 - 9 классов с целью отслеживания изменения профессио-нальных предпочтений. За 3 учебных года было проведено более 2000 профконсультаций со всеми участниками образовательного процесса, профконсуль-тирования всех участников образовательного процесса (70% детей в течении учебного года обращаются за профконсультацией, 40% педагогов и 25 % родителей). Ежегодно проводятся круглые столы: «Дороги, которые мы выбираем», с целью осознания готовности дальнейшего образовательного маршрута. Проводится ярмарка учебных мест, где учащиеся знакомятся со всем спектром образовательных услуг. С учащимися старших классов района проводятся мероприятия: Арт – коктейль, Арт-терапия. Еженедельно проводятся занятия в 7 – 11 классах: тематические 7- 10 класс, системные с восьмиклассниками классиками. Эффективны такие формы работы, как  выезды в образовательные учреждения района с проведением круглых столов, арт-мероприятия. Наблюдается  успешность по проводимым программам. 28% детей выбирают профессию по профессиональным предпочтениям по разным причинам, что является основным при проектировании работы со старшеклассниками на следующий учебный год. Предоставление учащимся общих понятий и предоставлений  о профессиях. Получение обратной связи с помощью анкет 69 % детей предпочитают консульти-роваться по профессиональной направленности у педагогов-психологов ППМС - центра. Проводится   мониторинг по изучению потребностей учащихся в профессиональном самоопределении (свыше 600 учащихся принимали участие в мониторинге). По результатам мониторинга была составлена программа бесед с учащимися по интересующим их профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, а также профессиям, которые малознакомы учащимся.

    Профориентационные беседы проводились еженедельно, каждая неделя была посвящена конкретной профессии или проблеме ее выбора. Кроме этого, были проведены беседы по следующим темам: «Типичные ошибки при выборе профессии», «Динамика и стадии профессиональной деятельности», «Классификация профессий по предмету труда».   -->